среда, 23 января 2013 г.

Красная шапочка

С чего все началось? С задания для мастериц нитки и иголки  " Красная шапочка" в арт клубе "Viva ia vista" . И меня вдруг заинтересовало, а какого фасона была эта самая шапочка, ведь сказка написана давно. И оказалось, что шапочка была вовсе не шапочкой...


КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Сюжет о девочке, обманутой волком был распространён во Франции и Италии со Средних веков. В альпийских предгорьях и в Тироле сказка известна по меньшей мере с XIV века, пользовалась особой популярностью. Содержимое корзинки варьировалось: в северной Италии внучка несла бабушке свежую рыбу, в Швейцарии — головку молодого сыра, на юге Франции — пирожок и горшочек масла. В фольклорных записях сюжет выглядит следующим образом:
Мать посылает дочь к бабушке с молоком и хлебом. Та встречает волка, рассказывает ему, куда идёт. Волк обгоняет девочку, убивает бабушку, готовит из её тела кушанье, а из крови — напиток, одевается в одежду бабушки и ложится в её кровать. Когда девочка приходит, волк предлагает ей поесть. Бабушкина кошка пытается предупредить девочку о том, что та ест останки бабушки, но волк кидает в кошку деревянными башмаками и убивает её. Потом волк предлагает девочке раздеться и лечь рядом с ним, а одежду бросить в огонь. Та так и делает и, улегшись рядом с волком, спрашивает, почему у него много волос, широкие плечи, длинные ногти, большие зубы. На последний вопрос волк отвечает: «Это чтобы поскорее съесть тебя, дитя моё!» и съедает девочку.
Таким образом кончается большинство записанных вариантов, хотя в некоторых девочка при помощи хитрости убегает от волка.

Красная Шапочка, одетая в шаперон, встречает волка; иллюстрация Уолтера Крейна
Шарль Перро литературно обработал народный сюжет (предположительно, слышанный им в детстве от нянюшки). Он убрал мотив каннибализма, персонаж-кошку и её убийство волком, ввёл вызывающую красную шапочку — чепчик-«компаньонку» (в оригинале - «шаперон» (фр. chaperon), во времена Перро вышедший из моды в городах, но популярный у женщин в сельской местности), которую носила девочка, а главное — нравоучительно осмыслил сказку, введя мотив нарушения девочкой приличий, за которое она поплатилась, и заключил сказку стихотворной моралью, наставляющей девиц опасаться соблазнителей.
Сказка была издана в 1697 году в Париже, в книге «Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями», более известной как «Сказки матушки Гусыни».

 ШАПЕРОН
Первоначально шаперон представлял собой капюшон с пелериной, скреплявшийся застежкой на шее, который использовался всеми классами общества как дорожная одежда для защиты от дождя и ветра, причем его носили равно женщины и мужчины. При необходимости капюшон можно было сбросить на спину, и использовать шаперон в качестве короткого плаща. В качестве дополнительного украшения пелерина могла быть присобранной или вырезанной по краям. Также сам капюшон часто дополнялся длинным шлыком. Появляется он впервые около XII века
Ранний шаперон
Прочитав про красную шапочку и  шаперон, у меня в голове сложился образ моей Красной шапочки. За прообраз я взяла рисунки Сьюзен Вулкотт и вот она - встречайте:







А потом моей малышке захотелось посмотреть как она будет выглядеть в красной шапочке. Я вооружилась нитками и крючком и ,откопав на чердаке своих знаний воспоминания о вязании крючком, у меня получилась шапочка и накидка.


5 комментариев:

  1. Замечательная красная шапочка) Плащик просто удивительный! Спасибо за участие в конкурсе!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Какая интересная история про появление сказки!!! Отличная у вас фантазия!!! Куколка получилась серьезной с хитринкой! Спасибо за участие!

    ОтветитьУдалить
  3. Какая милая красная шапочка! И такие трогательные полосатые чулочки!))

    ОтветитьУдалить